Спутниковая система мониторинга транспорта
Будущее, бесстрашно описанное фантастами прошлого века, пришло. Возможность отследить месторасположение объекта в любой точке земли — реальность нынешнего дня. Спутниковый мониторинг энергично внедряется в безопасность, логистику, транспорт и многие другие сферы деятельности.
Содержание статьи:
Спутниковый мониторинг транспорта — это система, позволяющая отслеживать местоположение мобильных объектов в реальном режиме. В основе системы лежат
- Спутниковые навигационные системы;
- Оборудование для передачи сигналов на основе радиочастотных передатчиков или баз мобильной связи;
- Цифровые карты и персональный компьютер или ноутбук для обработки полученной информации.
Система спутникового gps мониторинга транспортанаиболее востребована транспортными и логистическими компаниями, которым требуется наиболее оптимальное распределение техники по маршрутам.
Принцип работы системы основан на отслеживании и осуществлении последующего анализа координат транспортного средства, как в пространстве, так и во времени. При выборе системы можно остановиться на одном из двух возможных вариантов:
- Онлайн — отслеживается движение автомобиля и координаты непрерывно передаются диспетчеру с момента выезда автомобиля из гаража до точки прибытия;
- Оффлайн — считывание показаний и передача данных происходят только в определенных точках.
Специальные модули (трекеры) предназначены для установки непосредственно в автомобиль.
- Приемник сигнала со спутника;
- Модули для записи, хранения и передачи данных о координатах машины.
При получении сигнала от внешнего источника (спутника) сигнал обрабатывается и сохраняется в модуле записи. При необходимости передается сигнал, содержащий данные о положении машины за определенный период времени.
Передача сигналов на внешний модуль запроса возможна при условии использования сотовой связи. Выбор оператора является вопросом личного предпочтения пользователя. Передача сигнала диспетчеру возможна в виде текстового сообщения, возможно отображение на карте.
В автономном варианте данные диспетчеру не передаются. Это позволяет использовать мобильную связь для передачи данных и не использовать модули с меньшим количеством функций автомобиля, соответственно.
Приемники сигналов могут работать по стандарту Navstar GPS или Глонасс. Последний вариант в России более благоприятен с юридической точки зрения. Согласно планируемому законодательству, все транспортные средства должны быть оснащены спутниковой навигацией по стандарту Глонасс.Говоря о сравнении Глонасс и Navstar GPS, можно отметить, что оба варианта имеют высокую точность и практически одинаковую стоимость при определении координат автомобиля на местности.
Задачи спутникового мониторинга транспорта
Использование спутниковых систем слежения за передвижением транспортных средств может помочь решить ряд проблем.
- В автоматическом режиме определяется скорость движения, которая является координатами машины. Если машина — рефрижератор, то можно отследить температурный режим. Водитель при движении по новому маршруту получает необходимую информацию о поворотах, скоростных режимах и т.д.
- Контроль поведения водителя и потраченного топлива, оптимизация маршрутов, контроль своевременной доставки скоропортящихся или ценных грузов.
- Возможность отслеживания угнанных транспортных средств в кратчайшие сроки. Водители в экстренных ситуациях имеют возможность подавать сигналы диспетчерам или спасательным службам.
Техническая реализация системы спутникового мониторинга
Системы спутникового мониторинга транспорта включают в себя.
- Модуль, оснащенный трекером, который работает по стандарту GPS или Глонасс и предназначен для приема и обработки сигналов со спутников. Этот же модуль передает сигнал диспетчеру о местонахождении машины. Для передачи сигнала может использоваться мобильная связь, стандарты VHF, GSM или CDMA. Радиосвязь актуальна для важных территорий России, где нет устойчивой сотовой связи, например, Крайнего Севера и Дальнего Востока;
- Компьютер с предустановленным программным обеспечением. Основное назначение сервера — прием, обработка и анализ принятой информации. Дополнительно могут быть установлены компьютеры, предназначенные для работы диспетчерских команд.
Транспортные компании, использующие системы спутникового мониторинга, отмечают снижение расходов ГСМ на 25% и сокращение необоснованных простоев в пути. Маршруты движения сокращаются и оптимизируются в максимально возможной степени.
Покупатели могут выбирать трекеры и контроллеры по своему усмотрению. Важная часть производителя обеспечивает одинаковый набор выполняемых функций.
- Определение положения транспортного средства на местности и расчет скорости движения;
- Использование сигналов от внешних датчиков, подключенных по цифровой или аналоговой схеме;
- Определение параметров оборудования, установленного на машине. Важно: оборудование должно быть оснащено портом непрерывной связи. Более современные варианты оснащены интерфейсом стандарта KAN;
- Если связь отсутствует и данные не могут быть переданы диспетчеру, необходимо обеспечить возможность их хранения;
- Передача данных на компьютер или серверный компьютер для последующего хранения и обработки.
Изначально большинство трекеров не предоставляли возможности передачи данных в онлайн-режиме, что объяснялось отсутствием мобильной связи в ключевых регионах России. Данные записывались только во внутреннюю память трекера. Считывание информации происходило после возвращения автомобиля в гараж. Теперь данные могут передаваться в непрерывном режиме с использованием доступных протоколов.
Датчики в системе мониторинга транспорта
Если подключить датчики к топливному баку, осям автомобиля или холодильнику (при наличии), то можно получить более достоверную информацию о движении автомобиля.
Предусмотрены отдельные датчики, изменяющие работу дополнительного оборудования на спецтехнике: подъемных кранах, грейдерах, бетономешалках и т.д. Так же, могут быть установлены датчики, включающие двигатель и корректирующие наличие пассажиров на машине.
Различные системы включают в себя как передачу данных в непрерывном режиме, так и запись с помощью бортовых модулей в память, которые затем выгружаются на сервер по возвращении в гараж или диспетчерский пункт.
Датчики могут быть установлены в местах, недоступных для водителя.
Программное обеспечение спутникового мониторинга
Ввиду общей схожести функциональных возможностей всех представленных на рынке систем спутникового мониторинга, программное обеспечение различается даже у моделей, предлагаемых одним производителем. Принципиальным отличием является предлагаемая возможность обработки сигналов, формируемых отчетами, четкость изображения на экране.
В качестве сервера системы может быть использован любой компьютер, при условии его установки. В наиболее сложных случаях, когда требуется обработка данных с сотен машин, возможно использование сети серверов, каждый из которых выполняет определенную задачу.
Программное обеспечение, используемое для серверов и диспетчерских пунктов, условно делится на следующие типы:
- POE устанавливается на одном ПК или ноутбуке. Система содержит все модули, необходимые для записи и обработки полученных данных;
- По серверной части и клиентской части. Диспетчер может получить доступ только к клиентской части;
- POE, оснащенная веб-интерфейсом; для установки и полноценной работы достаточно компьютера с доступом в Интернет.
Последний вариант является более сложным с точки зрения архитектуры. Все необходимые модули распределены между отдельными серверами.
Первый и второй варианты не требуют наличия интернет-ливреи. Третий вариант на данный момент является наиболее популярным у всех крупных логистических компаний, работающих как в России, так и за рубежом.
Стоимость программного обеспечения, входящего в систему мониторинга, во многом зависит от используемых картографических стандартов. Проще отслеживать передвижение транспорта на карте с детализацией.
Для программного обеспечения, рассчитанного на использование клиентских компонентов, доступных диспетчеру, карта может быть установлена непосредственно на компьютер диспетчера или других пользователей; для систем, основанных на использовании веб-интерфейса, хранение хранение карты считается нецелесообразным, однако постоянное подключение к высокоскоростному интернету с возможностью загрузки Яндекс-карт, карт Google или других источников находится в свободном доступе.
Функции программного обеспечения
Программное обеспечение, предназначенное для работы со спутниковым мониторингом автопарков, предлагает множество интерфейсов для разных пользователей. Для защиты от несанкционированного доступа система может быть закрыта паролем. Права доступа для каждого пользователя определяются диспетчером или администратором системы.
Большинство представленных на рынке систем выполняют следующие функции:
- Подключение определенного количества дорожек и установка опций;
- Подключение к системе определенного количества датчиков, установленных на машине;
- Контроль положения транспортных средств, подключенных к системе;
- Контроль состояния датчиков, прием и обработка информации от датчиков и трекеров;
- Контроль соблюдения движения транспортных средств по определенному маршруту за любой период времени;
- Создание контрольных точек для сбора данных за определенный период времени;
- Контроль движения машин в определенных геозонах;
- Получение информации о нарушениях в штатном режиме работы машины: слишком быстрое или слишком медленное движение, значительное увеличение расхода топлива за короткий промежуток времени;
- Формирование различных отчетов в соответствии с требованиями пользователя;
- Информация в графическом виде;
- Передача сообщений водителю на модуль, установленный в автомобиле; возможна отправка SMS-сообщений;
- Формирование оптимальных маршрутов, контроль прохождения определенных точек;
- Вышеперечисленные функции не ограничивают всех возможностей, предоставляемых системой.
Кроме того, можно выполнять следующие действия.
- При необходимости система определяет ближайший свободный автомобиль, если необходимо срочно забрать груз или пассажиров;
- Обмен текстовыми сообщениями между водителем и диспетчерским пунктом;
- Обмен голосовыми сообщениями между водителем и диспетчером;
- Контроль технического состояния машины, который ведет запись технического состояния в автоматическом режиме;
- Для критических объектов определяется периметр и площадь;
- Подключение к системе мониторинга с любого доступного мобильного устройства с выходом в интернет;
- Формирование отчетов в форматах Excel, PDF, XML, CSV и т.д. или возможность экспорта в эти форматы;
- Настройка изображений и интерфейсов в соответствии с предпочтениями пользователя;
- Получение данных с трекеров, установленных в транспортном средстве, или других устройств с соответствующими датчиками.